– Тимур, а что такое закон?
– Это какое-то правило, как и что нужно делать.
– А кто устанавливает?
– Нуууу… Король.
– Верно, короли тоже устанавливают законы в своей стране. А у нас в стране кто?
– …
– Ну, кто у нас в стране самый главный?
– Ааа, президент.
Читать дальше
Прочитал недавно книгу Дмитрия Соколова «Сказки и сказкотерапия». Признаюсь честно – мало что понял. Местами казалось, что что-то понимаю, но так как я не психолог и не психотерапевт, то полного понимания не было.
И все же одна сказка очень понравилась, и запомнилась одна мысль из рассуждений на тему этой сказки. Часто все наше воспитание сводится к одной из трех стратегий:
- Вина. Мама старалась-старалась, а ты не ешь суп, ты плохой, ты виноват.
- Угроза. Не будешь вести себя хорошо – будет плохо, накажу (и разные вариации на эту тему)
- Насмешка. Да что ты как маленький (как девчонка, как свинья, и т. п.)
Читать дальше
Некоторые книжки и статьи по воспитанию детей говорят одно и то же. Говорите детям об их эмоциях, называйте эмоции.
Ты расстроен тем, что…
… и поэтому ты огорчился
Я вижу ты сильно рад потому, что …
Ну и так далее. Сначала обозначаешь, а потом уже дальше из этого раскручиваются разные техники. Но сначала надо назвать.
Читать дальше
Когда пересматривал прочитанные ранее главы, то натолкнулся на штуку, которую мы используем, хотя и начали использовать ее даже до этой книги. Кволс пишет об этом так. Если что-то идет не так, ребенок не слушается, то задайте себе вопрос: «Как я могу позволить своему ребенку проявить себя в этой ситуации? И предоставьте ребенку шанс проявить самостоятельность». И в конце приводит к тому, что ребенку надо предоставлять выбор.
Читать дальше
С задачами понятно. Большие слоны едятся по частям, плавающие задачи на неделю ставятся, задачи на день тоже. Все это выполняется, галочками отмечается и от этого получается удовольствие. Но когда-нибудь встает большой вопрос, а для чего все это?
Небольшие задачи не ответят на эти вопросы. Надо подняться над всем этим и попробовать мыслить категориями год, пять лет, жизнь. А потом уже от этого плясать к более коротким задачам и желаниям. Вот как раз с этим у многих и бывает «затык».
Читать дальше
Скажу честно, у нас есть проблема – укладывание спать. Не хотят ложиться спать. Пробовали все: умотать детей до изнеможения, поднимать рано утром, чтобы к вечеру устали, договариваться, разговаривать успокоительные разговоры в темноте, петь колыбельные, придумали ритуал и придерживаемся его. Иногда работает, иногда нет.
Читать дальше
Иногда сижу вечером и думаю, о чем еще рассказать ребенку. И тут случай подкинул мне еще один источник слов.
Тимур ходит на каратэ. И там перед каждым занятием они начали изучать клятву Додзё. Перед каждой тренировкой повторяют вслух за сэнсэем:
Читать дальше
Предупреждайте заранее
Кэтрин приводит такой пример. Вы пришли на вечеринку, отдыхаете, танцуете, общаетесь и тут подходит супруг и говорит: «Мы едем домой, прямо сейчас». Понятно, что вы расстроитесь и не захотите прерывать общение. С детьми, говорит, точно так же. Они играют, чем-то заняты, а тут приходит родитель и говорит: «Все заканчивайте сейчас же, нам надо … что-то сделать или куда-то пойти». Крики, слезы, вопли, и так вплоть до истерик. А всего-то надо было предупредить заранее.
Читать дальше
Подумал как-то, что спрашиваю у Тимура только про положительные качества и эмоции. Дай, думаю, спрошу про что-нибудь не такое веселое и правильное.
Что такое грусть?
Не смог ответить. Думал, думал, не смог придумать.
Начал задавать ему всякие вопросы наводящие.
– Когда тебе бывает грустно?
Ответил не задумываясь:
– Грустно, когда вы с нами не играете.
Читать дальше
Иногда попадаются такие дела, за которые просто браться страшно.
Например, у нас после переезда балкон превратился в свалку ненужных вещей. Балкон холодный, мы туда зимой не выходим, а куда-то надо складывать игрушки, которыми дети уже не играют, инструменты разные, лыжи, снегокаты, запасные табуретки и прочая-прочая-прочая. Все это находит свое место на балконе, и там такой завал организовался, что за него страшно браться.
Читать дальше