Люди, критикующие действующую систему образования, часто говорят, что в школе учат математике оторванной от жизни. Не объясняют для чего надо уметь считать. Зачем считать десятки, сотни и тысячи? Никто ведь не объясняет ребенку сначала, что это пригодится в магазине при подсчете стоимости продуктов, на рынке при подсчете скидки, при расчете зарплаты или чтобы посчитать, успеваешь на самолет или нет и т. д. и т. п.
Читать дальшеНа словах несколько дней играли в определение рода. Потом решил напечатать Тимуру два задания. В первом надо было соединить линиями, к какому роду какое слово относится. А во втором определить род и поставить букву «м», «ж», «с».
Оба задания сделал.
Читать дальшеКак объяснить ребенку, что такое род имен существительных?
Оказалось, что ничего объяснять не надо. Сам до всего додуматься может. Делаете короткую вводную и задаете вопрос:
– Тимур, многие слова в русском языке бывают женского рода и мужского рода. Вот слон, он какого рода?
– Мужчинского. – Да-да, так и сказал. Ну ладно, пусть будет так. Потом поправим ярлычок, а пока не в этом суть, главное, чтобы отличал М от Ж.
Если у ребенка есть хотя бы небольшая мотивация к английскому языку, то можно через английский к уборке подойти. Нашел на ютубе песенку с мультиком Clean up (Прибирайтесь).
Включил. Первый раз оба сына посмотрели с открытым ртом, я по ходу переводил.
Читать дальшеПеребирал в уме посты за прошлые недели, понял вот что. Может показаться, что мы своих детей только учим и учим.
Утром по пути в садик надо поговорить на такую-то тему, что-то обсудить. После садика обязательно спросить «Какие три интересных дела было в садике?» Затем отправить ребенка за книгой, чтобы прочитал и предсказал всем будущее. Затем учим буквы и цифры, играя в настолки. Потом решать ребусы и кроссворды. После этого сочинить и рассказать им историю для расширения кругозора из серии «Однажды Тимур и Саша выросли и стали…» После этого прочитать энциклопедию про атомную физику. Перед самым сном построить планы и обсудить, что завтра будет интересного. А еще где-то маячат ТРИЗ и история.
Ужас!
Читать дальшеЧитаю тут книжку «Алмазная земля педагогики Олонхо», автор Лобок А. М.
Сначала было немного скучно. Теория и размышления про разные доминанты творчества, доминанты исследования, доминанты сотрудничества и так далее. Все красиво и даже в теории понятно, что так и должно быть, но вопрос «куда бежать и что делать» остается.
Читать дальше Про Тимура уже писал, что мы с ним буквы и цифры выучили во многом с помощью настольных игр. Сейчас начали с Сашей играть. Причем он сам попросил. Букв не знает, цифр не знает, но играет с удовольствием :) Ориентируется по картинке, походит или не походит на то, что надо.
Была у нас одна проблема. Вернее, я сначала считал это проблемой. Тимур знал все буквы, умел читать по буквам, но интереса к самостоятельному чтению не было. В садике в группе у них уже один или два человека сами читают книжки. Садятся и читают. Я в его возрасте тоже уже читал сам, в 6 лет меня в библиотеку записали, я сам ходил, выбирал книги и читал. А у Тимура нет мотивации. И меня это напрягало. Пробовали стихотворение учить «Как хорошо уметь читать». Пробовали читать вместе. Просил его почитать мне. Выбирал в букваре фразы покороче. Не хочет. А зачем, собственно? Папа истории рассказывает, мама книжку перед сном читает.
Читать дальшеИногда говорят, что достаточно воспитать старшего, младшие сами воспитаются. Мы на своих это поняли. По крайней мере на некоторых вещах это сильно заметно.
Вспоминаю, как старшего учили и уговаривали начать зубы чистить. И сказку сочиняли, и рассказывали ужасы про кариес, и какие-то мультики находили в интернете. Сейчас чистит сам. Младший просто увидел, что все чистят зубы, пошли в магазин выбрали ему щетку и пасту. Чистить начал без вопросов. Иногда, бывает, покочевряжится, для вида, но если добавить небольшой элемент игры – «Самолет летит, давай, открывай гараж» – то рот открывает.
Читать дальше Еще одна интересная игра с буквами и словами – кроссворды. Как обычные, где надо отгадать слово, так и кроссворды, которые я впервые увидел в учебниках английского языка. Почему бы их не переделать на русский, и не использовать в них слова, которые интересны ребенку?