​Кэтрин Кволс. Радость воспитания. Воспитание без наказания (часть 2)
05.03.16

Начало было здесь. Сегодня про Стульчик

Иногда бывает так, что дети ведут себя плохо потому, что им не хватает внимания. И единственный способ, каким они могут его получить – это закатить истерику, стукнуть кого-нибудь, сделать еще что-то подобное. Все начинают бегать вокруг, мама-папа-бабушки-дедушки бросают все дела, от которых не могли отвлечься пару минут назад, и дарят ребенку свое внимание. Пусть и негативное, но зато внимание. И прямо сейчас, без отсрочки.

Надо в таких случаях показать, что таким способом он точно внимание не привлечет. Спокойно отвожу в другую комнату, усаживаю на стульчик и спокойно говорю, что: "Ты ведешь себя плохо, посиди, пожалуйста, как успокоишься, выходи". Выбежит, с криками и руганью, прибежит. Снова спокойно за руку и на стульчик и спокойно повторяешь текст. Пусть 10 раз выбегает, 10 раз отводишь. Каждый раз спокойно. Потом сам успокоится, придет, скажет что надо, предложит вариант или я предложу вариант. Понятно, что с двухлетним это не сработает, но у нас лет с 3-4 это работает.

В таком варианте, ребенок выходит из ситуации. Он валялся-истерил-ругался и требовал внимания в одной комнате, а его из контекста вывели и спокойно увели в другую комнате. Смена обстановки немного отрезвляет.
Он понимает, что таким поведением внимание к себе точно не привлечет, а как раз наоборот. Его отвели в другую комнату, усадили на какой-то стул. Внимания нет.
Понимает, что с ним разговаривают спокойно, даже когда он плохо себя ведет. А если еще в своей спокойной речи использовать слова типа «Пойдем, хороший мой, посидишь, подумаешь о своем плохом поведении», то он точно понимает, что он-то хороший, а вот этот конкретный его поступок плохой.
При этом, если он потом спокойно приходит, то мы нормально договариваемся о том что и когда мы будем делать. Я доделаю свое дело и потом поиграем, погуляем, почитаем.

Аналогично с драками. Я не вижу, что происходит в детской, но потом бац-бац, оба ревут, кричат: «сам дурак, ты мне не дал поиграть, ты стукнул, ты испортил». Если я не был рядом, то я не смогу разобраться, а они оба считают себя правыми. Начну разбираться, точно кого-нибудь обижу. Пусть учатся сами разбираться между собой сами. В таких случаях, я их обоих отвожу и сажу на стульчики спина к спине, объясняю, что можете встать, когда помиритесь. Иногда они немного продолжают ругаться, но как правило, сразу начинают либо мириться, либо обсуждать что делать дальше: «Ты мне это, я тебе это». А потом спокойно без драк, уходят в комнату и продолжают заниматься своими делами.

При этом я не называю стул – местом для наказаний. Стараюсь не произносить этого слова. Правда, не всегда получается, но стараюсь. Про стул часто говорю, что на нем надо подумать о своем поведении или что делать дальше, поэтому дети сами его назвали "думательный" стульчик.

Категории: Воспитание
Теги: воспитание, книги