​Что такое кругозор или Про что рассказать ребенку
12.03.16

Съездили с друзьями в Невьянск. Посмотрели на башню, походили по музею. До этого много разного рассказывал Тимуру из истории, а тут в паззл добавился еще один кусочек, связывающий отдельные истории в одну общую картину мира.

Когда-то я Тимуру рассказывал про Петра I. Как тот рос, учился за границей, сам работал плотником, как играл с потешным полками, и с ними же потом завоевывал выход к Азовскому, а потом к Балтийскому, как строил флот, как строил Санкт-Петербург. Потом где-то на картине Айвазовского увидели Петра I, зацепились, пролистали весь альбом Айвазовского. Потом говорили, что для войны нужны были пушки и ружья (пушки и ружья рассматривали в Музее истории и археологии Урала), и как Петр отправил Демидова на Урал, строить железоделательные заводы. Поговорили, как делается металл, как добывают руду, и что с ней потом делают (руду рассматривали в Музее природы). Поговорили, как раньше строили заводы – сначала плотина, чтобы вода падала и крутила колеса, а те вращали другие механизмы и станки (плотины видели в Ревде, Екатеринбурге). Потом взяли леговский вертолет и засунули в ванной под кран – посмотреть, как вода вращает винт, чтобы понять, как работала вода на плотине. Потом гуляли по Плотинке в Екатеринбурге и там рассматривали большие старые механизмы, которые когда-то вращала вода. В Невьянске в музее рассматривали большой макет завода, там были сразу и плотина, и доменные печи, и станки, все это сразу на одном макете. Так все предыдущие рассказы встретились в Невьянске.

Разговоры шли, конечно, не друг за другом и даже не по заранее продуманному плану. Но при случае я ссылался на предыдущую серию. Играет с вертолетом в ванной, засунул его под струю воды и смотрит, как у него винт крутится. «Помнишь, мы говорили про заводы, вот у них точно так же вода крутила колеса и станки.

От каждой из этих историй может пойти масса самостоятельных ответвлений. От Айвазовского перешли к парусникам, и войне с Турцией, смелость моряков, потом где-то рассматривали альбомы других художников, смотрели, чем отличаются пейзажи, портреты и натюрморты. От плотин и заводов переходили к водным электростанциям, у которых принцип такой же, потом к электричеству в лампочках. В музее природы кроме руды видели много чучел животных, там вообще целый мир для рассказов. В музее истории и археологии аналогично. Все связано со всем. Это почти как в Википедии. Залезешь почитать про одно, а потом оно тянет за собой второе, третье, и так, начав с Рюрика, через несколько кликов ловишь себя на том, что читаешь уже про высадку американцев на Луну.

Честно скажу, не знаю, сколько из всего этого Тимур запомнил. Пока не ставлю цель - заучивать факты и даты, как в школе, пока просто рассказываю обо всем понемногу. Слушает, разинув рот, и что-то наверняка откладывается.

Мне кажется, что обучение должно проходить подобным образом. Комплексно, сразу во всех областях. Тогда у ребенка будет складываться единая картина мира. А не отдельные никак между собой не связанные куски знаний по физике, истории, математике, литературе. Сам помню, как я в классе 9 шел с урока химии на биологию и думал, а что же меньше, молекула или клетка. Почему-то тогда сам для себя придумал, что молекулы это для неживой природы, а клетки для живой, и успокоился на этом. Понятно, что это мой бред, и мог бы сам уточнить у учителей, но на тот момент эта мысль в голове осталась, и как-то по итогам школьной программы у меня биология и химия никак не связались между собой, хотя по сути, это все об одном и том же. А еще и физика сюда же. Отдельные куски складываются в один большой паззл, и когда он собирается, понимаешь, какой наш мир красивый и интересный. Все, действительно, связано со всем.