Подумал как-то, что спрашиваю у Тимура только про положительные качества и эмоции. Дай, думаю, спрошу про что-нибудь не такое веселое и правильное.
Что такое грусть?
Не смог ответить. Думал, думал, не смог придумать.
Начал задавать ему всякие вопросы наводящие.
– Когда тебе бывает грустно?
Ответил не задумываясь:
– Грустно, когда вы с нами не играете.
Оп-па, думаю. Галочку себе в голове поставил. Вроде, нормально играем, но при случае надо будет проследить за собой, что отвечаю, когда Тимур просит поиграть. Ладно, идем дальше.
– А когда у тебя что-то не получается?
– Бывает грустно, но чаще я злюсь.
– А как ты отличаешь, что вот этот человек злится, а вот этот грустит?
– Вот такой злится (сморщил нос, свел брови к переносице, зубы оскалил), а вот такой грустит (брови домиком, уголки глаз и губ книзу, глаза слезливые).
– Понятно. Похоже изобразил.
Заодно поставил себе вторую галочку на память. Детские психологи в статьях и книжках часто пишут, что надо помочь детям научиться опознавать и называть свои эмоции. Вот он находится в эмоции, а ты ему говоришь «Саня, ты злишься» или «Тимур, ты расстроен». Дальше там вокруг этого всякие другие техники выстраиваются, но для начала на эмоции надо названия прикрепить. Думаю, что читать-то об этом читал, но не делаем мы этого с женой. Надо взять на вооружение.
Так вот. Хотел научить ребенка, а получилось, что учусь сам. Чего и вам желаю!