Читать или не читать
23.06.17

В интернете много статей с похожими заголовками «Не будут они читать и заставлять их бессмысленно», а с другой стороны много людей спрашивают, как приучить ребенка читать. Вполне возможно, что будет как с кино, которое должно было убить театр, но не убило, или как с телевидением, которое должно было убить кино, но не убило. Формат чтения, возможно, поменяется, но чтение, скорее всего, останется. По крайней мере, мне кажется, что оно не сдастся так быстро. Поэтому нас волнует, будут ли наши дети читать, и мы об этом думаем и разные способы и хитрости используем. Старший уже умеет читать, но сам читать большие книги не хочет. Хотя слушает с удовольствием. Вот, что мы пробовали.

  • Почитай сам. «Абзац ты, абзац я» или «Ты начнешь страницу, я читаю до конца». У нас это немного работало, но потом перестало. Ибо никакой особой мотивации нет у ребенка. Родители же и так почитают. Заставлять не хочется, чтобы интерес не отбить.
  • Искали книжки, чтобы было ребенку интересно читать, чтобы текста не так много, и чтобы буквы большие. Но не нашли мы таких книжек. Есть много книг с большими буквами, но они все типа букварь «ма-ма мы-ла ра-му» или уровня «репка». Ну, какой здравомыслящий человек в семь лет будет читать это?!
  • У ребенка должен быть интерес к историям. И говорят, что, когда дозреет, сам начнет читать, если будет интерес. Так у знакомых дочка в первом классе сама взяла и прочитала первый том Гарри Поттера. Просто книга лежала на столе, лежала-лежала, и как-то сама собой прочиталась. Вот за этот пункт я спокоен – интерес есть.
  • У ребенка должен быть пример. Если вы сами не читаете, и ребенок ни разу вас не видел с книжкой в руках, то с чего он будет читать запоем? Вот тут я заметил одну интересность за собой. Сам читаю много, но либо по пути на работу, либо когда дети уже спят, либо по утрам, пока они спят. Не видят они меня читающим. Пришлось специально выплывать с книжкой: «Я хочу почитать посидеть». При этом они сразу начали задавать вопросы: «А что читаешь? А о чем это?» Так краткий анонс Мастера и Маргариты вызвал неподдельный интерес к самой книге. Поговорили на тему, а как я вообще книги выбираю, почему людям вообще нравятся те или иные книги, попросили меня прочитать пару глав. Вот тут я уверен, что когда Тимур вырастет, он прочитает Мастера и Маргариту сам :)
  • Аудио-книги. Не часто, но иногда ставим. Кто-то может возмутиться, но аудио-книга – это не то, это не чтение, это не развитие. А я попробовал на себя посмотреть. Я сам часто и много слушаю аудио-книги, хотя бумажных книг читаю в разы больше, но вот Анну Каренину почему-то не могу читать в бумажном виде, засыпаю, а прослушал с удовольствием, и даже несколько раз переслушивал. В детстве мы слушали сказки на пластинках Мелодии, но это не отбило интерес к чтению. Да и к тому же есть люди аудиалы. В общем, интерес и воображение аудиокниги поддерживают и мы их иногда слушаем.
  • Почитай для брата. Тесть часто рассказывает историю из своего детства, что он научился читать за два дня, после того как младший брат начал приставать: «прочитай, прочитай сказку». Мы решили младшего использовать для этой же цели. Подговаривали: «иди, попроси брата почитать». Но какое-то время это не работало, а потом как-то утром заглянули в комнату – они оба сидят за столом и старший младшему книгу вслух читает.

Резюме: книги должны быть вокруг ребенка, их надо читать и надо поддерживать интерес к чтению, к историям, к воображению.