Объемная история
12.03.18

Уже много раз убеждался, что изучать историю надо обязательно вместе с искусством. Так скучные параграфы оживают. Впечатлений таких было много. Когда читал книги. Когда разглядывал картины. Но самые главные подобные моменты были в Третьяковке и в филармонии.

Гуляя по Третьяковке прошлым летом, я понял, какие картины мне нравятся - те, которые рассказывают историю. Пейзаж - красиво, но историю не рассказывает. Просто портрет неизвестной графской дочки - тоже не очень интересно. А вот картина Сурикова "Меньшиков в Березове" рассказывает историю. Попробуйте представить... Сын торговца пирожками стал правой рукой царя, полководцем, адмиралом, генерал-губернатором, балы, золото, дворцы, деньги рекой. После смерти Петра I два года фактически правил страной. И вдруг суд, лишение титулов, наград, имущества. Ссылка. И вот сидит он в крестьянском тулупе, в обычной избе в селе Березове, где-то в Ханты-Мансийском автономном округе (хоть тогда он так и не назывался). Сидит, и на его лице написано все, о чем он думает.


А недавно сходили с женой в Свердловскую филармонию. Программа называлась «Бетховен. Война и мир». В программе было четыре произведения, из которых я больше узнал об эпохе Наполеоновских войн, чем из учебника истории. Если честно, я даже не помнил ничего особенного кроме названий Бородино, Аустерлиц, Ватерлоо и фамилий Бонапарт, Кутузов, Веллингтон. А здесь не только рассказали, но еще и сыграли симфонию, которая правда похожа на реальные события. Если бы нас на истории заставляли не только параграфы читать, но и давали рассматривать картины и слушать музыку, объясняя о чем она, то эффект был бы больше.

Больше всего впечатлила Битва при Витторио. Оркестр разделился на две части. Одна изображала французов, играла французскую народную мелодию. Вторая играла народную английскую мелодию. Трубы с обеих сторон трубят атаку, барабанщики барабанят, начинается марш войск, грохот пушек с обеих сторон, ружейные выстрелы. Если глаза закрыть, то перед глазами прямо встают две армии, с одной стороны синие мундиры французов, с другой красные – британцев. Полки маршируют, покрытые клубами порохового дыма, летящие ядра, в самый разгар сражения на поле боя влетает конница. И все это, то с одной стороны, то с другой. Никакая запись, даже стерео, этого не сможет передать, надо слушать в зале. И с закрытыми глазами.

В общем, если вы хотите детям преподавать историю, то обязательно показывайте картины, ставьте музыку, зачитывайте отрывки из литературных произведений. Так плоский текст оживает, производит впечатление, а впечатления запоминаются лучше.

Категории: Обучение
Теги: история