Детский бизнес и финансовая грамотность
28.03.18


Недавний отпуск оказался очень насыщенным не только на школьные предметы, но и на школу жизни. Так получилось, что у нас нарисовалось несколько активностей из серии экономика и бизнес.

Мы организовали небольшое семейное предприятие, дети поучаствовали в гараж-сейл и потом успешно потратили все свои деньги. Но обо всем по порядку.

Игротека. Мы любим играть в настолки, и в отпуск взяли с собой несколько штук, купленных в «Знаем играем». Приехали в Гоа, пошли там в школу и нас спросили, а могли бы вы что-то провести-сделать в школе. Первое, что пришло на ум, это «жена – фотограф», но я обещал подумать. И через пару дней в голову пришла мысль провести игротеку. Собрать детей, поиграть. Мы все равно сами играем почти каждый вечер, а если мои дети играючи еще и на мороженное сами заработают или на сувениры, так это будет вообще круто. Предложил директору школы, а она взяла, да и согласилась. С первого же раза я настраивал детей, что вы идете работать. Играть тоже, но ваша первая задача помогать мне и другим детям, объяснять правила, играть с детьми, помогать прибираться, помогать с ведомостью для школы. Для себя поиграем дома, а тут надо поработать и сделать так, чтобы интересно было другим. Так у нас прошло 4 игротеки. В самую большую у нас было три группы: мы с Тимуром в одной, Альбина в другой, и Саша увел самого маленького посетителя и сам с ним играл в разные игры. Последнее меня больше всего поразило, он сам объяснил правила одной игры, они поиграли, потом Саша объяснил правила второй игры, поиграли в нее.

Зато сколько всего можно было после этого обсуждать. И почему папа (aka «злой капиталист») забирает себе 70% выручки, а на зарплату игротехникам отдает всего 30%: моя идея, организация, реклама, да и перенасыщенность рынка труда – почти любой из детей согласится помочь. И что надо делать, чтобы самому получать 70%, и чтобы на тебя другие работали. И как увеличить выручку, как рекламировать, кого надо привлечь в первую очередь. В общем разговоров было много. А главное, что это все было на основе их интереса. На сувениры, конфеты и мороженное заработали оба.

Потом дня за три до конца отпуска в школе устроили гараж-сейл. Дети сами выбирали что бы продать, устанавливали цены, писали ценники, придумывали и создавали вывески, сидели на кассе, считали сдачу, рекламировали. В общем все сами. Я только иногда подбрасывал идеи. Типа «рекламируйтесь, вспомните продавца хачапури на пляже» и они хором начинают кричать «песочный набор, машинки хотвилз». Или «Если кто-то подошел, заинтересовался, взял что-то с прилавка в руки, разговаривайте, задавайте вопросы, что нравится, что хочет». Или «Сразу скидки не давайте, сначала спросите, а сколько у него есть, сколько готов заплатить, и дальше по ситуации».

Потом стоял и смотрел, как они торгуются, сбавляя цену по 10 рупий. Видел, как с сомнениями и душевными терзаниями, но старший дошел до мысли, что хорошему знакомому можно продать и подешевле. Видел, как Саша после каждой проведенной сделки, пересчитывал свою кассу и бежал к соседнему прилавку спрашивать: «А сейчас мне хватит уже на вот эти ласты?». Любовался, как они воплощали мои подсказки в жизнь, и придумывали сами что-то. В общем это был опыт рыночных отношений в действии.

А как они эти деньги тратили. Как старший пытался сэкономить и отложить на будущее. Но на мелочи все равно иногда тратил. Как он хотел купить на всю семью большой кирпич мороженого, как попросил меня добавить ему денег, и как мы потом всей семьей с благодарностью ели этот кирпич почти трое суток. Как младший спустил все в первый же вечер, купил спинер и значок. Чуть не сделал подарок старшему брату, что-то его остановило. Но идея такая была и желание такое у него было. До осуществления остался один шаг. Дорастет еще.

В общем, в отпуске тоже много чего интересно можно испытать и выучить. Особенного много такого жизненно полезного.

#папинызаписки